Изъятие из собственности земельных участков

Изъятие из собственности земельных участков

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ

ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ ГЛАВЫ 17 ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 января 2010 года

Под редакцией П.В. КРАШЕНИННИКОВА

Глава 17. Право собственности и другие вещные права на землю

Андропов Вадим Владимирович, заместитель директора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии - ст. 283 (в соавт. с И.Б. Мироновым), ст. ст. 284 - 286.

Жернаков Дмитрий Владимирович, доцент кафедры гражданского права Уральской государственной юридической академии, кандидат юридических наук - ст. ст. 268 - 273, 278.

Гонгало Бронислав Мичиславович, заведующий кафедрой гражданского права Уральской государственной юридической академии, директор Уральского филиала Российской школы частного права, доктор юридических наук, профессор - ст. ст. 262, 263.

Крашенинников Павел Владимирович, председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, заслуженный юрист Российской Федерации - вступ. слово, ст. ст. 260, 261 (в соавт. с О.А. Рузаковой).

Манылов Игорь Евгеньевич, заместитель министра экономического развития Российской Федерации, кандидат юридических наук - ст. 287.

Миронов Илья Борисович, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, кандидат юридических наук - ст. ст. 279 - 282, 283 (в соавт. с В.В. Андроповым).

Михеева Лидия Юрьевна, заместитель руководителя аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук, профессор - ст. ст. 265 - 267, 274 - 277.

Рузакова Ольга Александровна, главный советник аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, доктор юридических наук - ст. 261 (в соавт. с П.В. Крашенинниковым), ст. 264.

Как законно отобрать землю у собственника

Отчуждение земельного участка собственником:

  1. Продажа, дарение, мена или иное отчуждение собственником
  2. Добровольный отказ от земли
  3. Утрата собственности по иным, предусмотренным в законе основаниям

Процесс принудительного изъятия земли, находящейся в честной собственности в физических лиц прописан в законодательстве, однако пока активно не применяется. Однако, возможность у государственных органов отобрать землю у хозяина есть, и надо четко представлять себе, что нужно , чтобы такого насильственно- законного изъятия не произошло.

Изъятие земли у владельца органами власти: 1. Обращение взыскания на землю по обязательствам

Возможность отобрать землю у хозяина возникает путем обращения взыскания по его обязательствам на основании решения суда (ст. 237 ГК РФ). В этом случае после вступления решения суда в законную силу, собственник обязан исполнить решение суда. Если такого не происходит, обязанности собственника выполняют судебные приставы.

2. Реквизиция

Участок земли у его хозяина может быть изъят у владельца уполномоченными исполнительными органами власти в чрезвычайных обстоятельствах.

  • Стихийные бедствия
  • Техногенные катастрофы
  • Военные действия

При реквизиции государство обязано оплатить владельцу земли реквизированный участок и компенсировать все убытки. Владельцу земли выдается свидетельство о реквизиции (ст. 51 ЗК РФ). Убытки рассчитываются по закону об оценочной деятельности.

3. Конфискация земли

Земельный кодекс предусматривает и конфискацию земельного участка. В ст. 50 ЗК РФ предусмотрено- участок земли может быть изъят у владельца по решению суда как санкция за совершение им тяжкого преступления. Конфискация в отличие от реквизиции носит безвозмездный характер.

4. Выкуп участка земли для муниципальных или государственных нужд

Этот вид изъятия превратился в Московском регионе в отдельный бизнес. Московские и Подмосковные чиновники сливают информацию о планирующихся строительстве дорог или других объектов информацию подконтрольным фирмам и те скупают планируемые к застройке земли.

2. Размещение объектов государственного значения при отсутствии иных вариантов размещения:

  • объектов энергетических систем
  • атомной энергии
  • безопасности и обороны
  • федерального транспорта
  • обеспечение космической деятельности
  • электро-тепло- газо-водоснабжения
  • автомобильных дорог

3. Иные обстоятельства, предусмотренные в федеральных законах

  • Рыночная стоимость участка и недвижимого имущества
  • Убытки, которые собственник
  • Убытки, которые понесет владелец в связи с досрочным прекращением обязательств третьим лицам
  • Упущенную выгоду

Если собственник не согласен с ценой, вопрос решается в суде.

5. Изъятие земли у владельца ввиду его ненадлежащего использования

Речь идет о изъятии земли у владельца в том случае, когда участок используется с нарушением действующего законодательства (ст.ст. 284, 285 ГК РФ) или не используется по назначению.

  1. Когда земля предназначена для строительства или для сельскохозяйственных работ и не используется три года и более.
  2. Когда земля используется с грубым нарушением правил пользования (к примеру на землях под строительство утраивается нефтеналивной терминал)
  3. Когда использование земли приводит к ухудшению экологического состояния (к примеру, на земле для сельхозназначения организуется свалка)

Если собственник земли согласен с ее изъятием, она продается с торгов, в противном случае продажа происходит по решению суда.

6. Изъятие не востребованной земли
  • Сведений о владельце нет в органах местного самоуправления о приватизации сельхозземель
  • Земля, собственник которой умер, а наследники не существуют или не вступили в наследство по различным основаниям (недостойные наследники, отказались от наследства и т.п)
  1. Местные органы власти составляют списки лиц, чьи земли не востребованы
  2. Списки таких лиц публикуются в СМИ
  3. Так же такие списки должны размещаться на официальном сайте местной власти
  4. По прошествии одного месяца органы местного самоуправления обращаются в суд для признания таких земель не востребованными

Как протестовать против самоуправства местных властей:

  1. В органы местного самоуправления предоставляется письменный протест- возражение
  2. О своем несогласии заявляется на собрании владельцев земли, находящейся в долевой собственности
  3. При не достижении согласия- обращение в суд
Мониторинг экологии Московского региона Калькулятор ипотеки Консультация График цен на жильё в Москве Новости партнеров Ближайшие события Голосования

В каких городах Подмосковья предпочтительнее покупать квартиру?

Принудительное изъятие земельного участка

Принудительное изъятие земельного участка представляет собой одно из оснований для прекращения права собственности лица на землю. Принудительное изъятие возможно только в строго определенном порядке и в указанных законом случаях. К ним относятся выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обращение взыскания на земельный участок по обязательствам, реквизиция и изъятие земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования. Рассмотрим особенности каждого вида изъятия земельных участков.

Выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд

Законодательство позволяет властям проводить принудительное изъятие земли для государственных нужд, но при условии компенсации потери собственникам, а также иным обладателям имущественных прав.

Государственные органы либо органы местного самоуправления обязаны обращаться в суд в тех случаях, когда собственник не соглашается на выкуп принадлежащей ему недвижимости. Если же с собственником было достигнуто соглашение о выкупе недвижимости, то он будет происходить в административном порядке. Обращение в суд обязательно и в тех случаях, когда с собственником не было достигнуто соглашение о цене либо иных условиях выкупа.

Действующим законодательством предусмотрена следующая схема изъятия земли для государственных нужд:

1. Уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельных участков и прекращении права собственности на недвижимое имущество на данном участке.

2. Собственник или правообладатель уведомляется об изъятии не менее, чем за год до предполагаемой даты изъятия.

3. Решение об изъятии регистрируется в Едином государственном реестре прав.

4. С собственником земель заключается соглашение о выкупе, при отсутствии такого соглашения выкуп происходит по решению суда после того, как пройдет год с момента уведомления.

5. Проходит государственная регистрация прав на недвижимость новым владельцем.

Обращение взыскания на земельный участок по обязательствам

Изъятие земель путем обращения взыскания на них по обязательствам собственника производится на основании судебного решения, если иной порядок не предусматривается законом или договором. Право собственности лица на земельный участок прекращается с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у того лица, к которому оно переходит. Наши юристы помогут вам сохранить вашу собственность и найти выход из столь сложной ситуации.

Реквизиция

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, при стихийных бедствиях, авариях, эпидемии, эпизоотии и иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, земельный участок может быть временно изъят у его собственника уполномоченными исполнительными органами государственной власти. Делается это для защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства от возникающих в связи с данными чрезвычайными обстоятельствами угроз - с возмещением собственнику земельного участка причиненных убытков (реквизиция) и выдачей ему документа о реквизиции.

То есть, реквизиция носит временный характер. После прекращения реквизиции земельный участок должен быть возвращен собственнику с возмещением ему убытков, причиненных данным изъятием.

Изъятие земельного участка у собственника по причине его ненадлежащего использования

Такое изъятие возможно в том случае, если собственник не использует земельный участок в соответствии с его назначением, либо использует его с нарушением действующего законодательства.

Земельный участок может быть изъят у собственника в следующих случаях:

  • если участок предназначен для сельскохозяйственного производства или строительства, но не используется для этих целей более трех лет,
  • если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством. К примеру, использование участка приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки.

Если собственник земельного участка согласен с решением о принудительном изъятии у него участка, то недвижимость подлежит продаже с публичных торгов. В любом другом случае изъятие участка возможно только по судебному решению. При возникновении такой ситуации имейте в виду: для отстаивания своего права собственности лучше всего воспользоваться помощью квалифицированного юриста.

Преимущества привлечения юриста при процедуре изъятия земельного участка

Наша компания «Правовой стандарт», основанная в 1992 году, имеет многолетнюю положительную практику решения любых земельных споров. Доверившись нашим специалистам, вы можете забыть о возможных неприятностях и ошибках, которые, увы, не редкость в процессе решения вопроса об изъятии земельных участков.

Каждое обращение в нашу компанию начинается с бесплатной консультации, в которую входит комплексный анализ имеющихся документов, оценка возможного исхода дела, после чего следует выработка тактики поведения в суде.

Наш юрист возьмет на себя все хлопоты, связанные с составлением иска в случае несогласия собственников с изъятием земли, представит ваши интересы на судебном заседании и не только выиграет дело, но и возьмет под контроль исполнение решения суда.

У Вас есть вопросы? Обратитесь к нашим экспертам и получите бесплатную консультацию!

Получите консультацию юриста по телефону (499) 408-36-53 и (499) 409-06-71 или заполните форму обратной связи !

Персональная консультация это:

правовое заключение специалиста по вашей ситуации, ответы на все вопросы, касающиеся процедуры обращения в суд, рекомендации и советы компетентных юристов.

Обратитесь к нам за защитой своих прав прямо сейчас и получите консультацию юриста бесплатно!

Росреестр об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример - Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

- для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов,

- для создания или расширения особо охраняемой природной территории,

- для выполнения международного договора,

- для выполнения работ, связанных с пользованием недрами,

- после признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием,

убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды),

упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Изъятие из собственности земельных участков

Минэкономразвития России представило на портале проектов правовых актов доработанную редакцию поправок в Гражданский и Земельный кодексы РФ, касающихся изъятия земельного участка у частного собственника в связи с его ненадлежащим использованием.

Этим документом предлагается дополнить часть первую ГК РФ статьей 285 Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства. Она предусматривает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка нарушает установленный для данного земельного участка вид разрешенного использования и такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, в том числе для сохранения плодородия почв, сохранения памятников истории и культуры. Признаки осуществления на земельном участке деятельности, представляющей опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды должны будут определяться в соответствии с земельным законодательством.

В свою очередь Земельный кодекс дополняется двумя статьями - 44.1 Основания для принудительного изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, в связи с его ненадлежащим использованием, и 54.1 Порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием у частного собственника.

В частности, помимо оснований, установленных поправками в ГК, устанавливается, что земельный участок, предназначенный для сельхоздеятельности, может быть изъят, если на нем произошло существенное снижение плодородия, критерии которого устанавливаются Правительством РФ. Или же земельный участок, предназначенный для строительства, не используется в течение трех лет со дня возникновения права собственности на него или изменения разрешенного использования, допускающего строительство.

Изъятие земельного участка у частного собственника в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется после наложения административного взыскания в виде штрафа и при условии, что нарушение не устранено. Одновременно с наложением взыскания орган государственного земельного надзора выносит предупреждение о допущенных нарушениях и предписание об их устранении.

Если собственник участка не устранил нарушение в установленный в предписании срок, земельный надзор направляет копии материалов (постановления о привлечении к административной ответственности, предписания, акта проверки выполнения такого предписания и иных необходимых документов) в исполнительный орган госвласти или местного самоуправления.

По результатам рассмотрения материалов те направляют в суд заявление об изъятии участка, которое должно содержать требования о разделе участка и продаже одного или нескольких образованных из него участков (если правонарушение совершено на площади меньшей, чем 30 площади исходного участка) или о продаже участка с публичных торгов.

В течение трех месяцев после вступления в силу решения суда об изъятии ненадлежаще используемого участка исполнительный орган госвласти или местного самоуправления, подавший исковое заявление, обеспечивает раздел участка, если судом принято соответствующее решение, и проводит открытый аукцион по продаже участка.

Средства, вырученные от продажи участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов и стоимости кадастровых работ в связи с разделом участка. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

С текстом законопроекта О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации можно ознакомиться здесь.

Темы дня Выбор редакции Новости Интерправо Громкие дела Актуальные темы

Свидетельство Эл ФС 77-31590

Выдано Федеральной службой по надзору

в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.

Изъятие земельного участка из оборота

Одним из безусловных оснований для отказа в выкупе (приватизации) земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, является отнесение такого участка к изъятым из оборота.

Такие участки в силу прямого указания закона не предоставляются в частную собственность.

Исчерпывающий перечень земельных участков, отнесенных к изъятым из оборота, установлен Земельным кодексом РФ.

К таковым относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:

государственными природными заповедниками и национальными парками,

Согласно ЗК РФ земли государственных природных заповедников, национальных парков, относятся к землям особо охраняемых природных территорий. В силу прямого указания ЗК РФ земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

Государственный природный заповедник, также как и национальный парк учреждаются постановлением Правительства РФ. Кроме того, в отношении каждого конкретного государственного природного заповедника органом, уполномоченным на то Правительством РФ органом власти, должно быть утверждено соответствующее положение, закрепляющее его статус. Подобное же положение утверждается федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и в отношении национального парка. В указанных положениях закрепляются и описываются соответствующие границы заповедника, парка.

Помимо указанного следует отметить, что границы земель особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения, к коим относятся государственные природные заповедники и национальные парки, отображаются в генеральных планах поселений и городских округов.

Таким образом, границы государственных природных заповедников, национальных парков должны быть установлены на местности, что позволит определить факт нахождения (либо отсутствие такового) конкретного участка на территории того или иного государственного природного заповедника или национального парка.

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы,

- зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды,

- объектами организаций федеральной службы безопасности,

- объектами организаций федеральных органов государственной охраны,

- объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ,

- объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования,

- объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний,

- воинскими и гражданскими захоронениями,

- инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ.

При совокупном наличии указанных выше обстоятельств, а именно:

  • расположении на земельном участке поименованных объектов,
  • нахождении поименованных объектов в федеральной собственности,

Правовой центр «Два М» оказывает следующие услуги по вопросам предоставления земельных участков:

  • правовая экспертиза возможности приобретения прав на земельный участок,
  • анализ возможностей исключения земельного участка из числа изъятых из оборота,
  • юридическое сопровождение действий по оспариванию отказа в предоставлении земельного участка в собственность либо действий по получению земельного участка на праве аренды.

Понравилась статья? Поделить с друзьями: