Законник ману семейное право

6. Брачно-семейное и наследственное право по «законам ману»

Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи - муж. Ему принадлежало право наказывать членов семьи своей властью. «Жена, сын, раб, ученик и родной брат, совершившие проступок, могут быть биты веревкой или бамбуковой палкой» (ст. 299 гл. VIII). Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье (ст. 27 гл. IX и др.).

Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить часть от своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое. При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Заключение

В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.

Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и другие формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.

На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры и неприкасаемые).

В Законах Ману воспроизводятся и защищаются соответствующие положения Вед и Упанишад о делении общества на варны, их неравенстве и т.д. Особое значение придается обоснованию руководящего положения брахманов и исключительному характеру их прав в вопросах установления, толкования и защиты дхармы: Само рождение брахмана - вечное воплощение дхармы. Ведь брахман, рождаясь для охранения сокровищницы дхармы, занимает высшее место на земле как владыка всех существ. Все, что существует в мире, это собственность брахмана.

При своем высоком статусе царь, по Законам Ману, должен чтить брахманов, следовать их советам и наставлениям, учиться у них знанию Вед и изначальному искусству управления. Главное назначение царя (вместе с его слугами) - быть охранителем системы варн и всех, кто следует присущей им дхарме.

Безусловно, Законы Ману внесли огромный вклад в развитие государства и права. Рассматриваемые государственно-правовые явления Древней Индии дают общее представление об основных типах восточной деспотии и древневосточных правовых системах

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

LiveInternetLiveInternet

-Поиск по дневнику -Подписка по e-mail -Постоянные читатели -Статистика

Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодно для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели. Неоднократно также подчеркивается, что призвание женщины - это рождение детей и забота о семье (ст. 27 гл. IX и др.).

Хотя законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продать и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из низшей варны, но женщины из высшей варны вступать в брак с мужчиной из низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудра на брахманке. Дети, рожденные от браков между лицами, относящимися к разным варнам, были ущемлены в правах, а брак шудры с брахманкой порождал чандалов, считавшихся отверженными.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном живших в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить по ? своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.

Законы Ману - наиболее древний образец наследственного права.

В законах упоминается два способа наследования отцовского имущества: оно либо делилось поровну между сыновьями, либо его полностью забирал старщий брат, а остальные братья жили при нем, как при отце. Женщина могла наследовать наравне с мужчинами. (Сестры не принимали участие при дележе наследства, но они получали приданое.) При отсутствии детей к наследованию призывались родственники до 6-ой степени.

Законник ману семейное право

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Регулировались преимущественно нормами обычного права и религиозными нормами.

В ЗМ упоминают 8 форм брака

1. Поощраемые брахманами

2. Брахма (вручение отцом дочери с приданным),

3. Дайва (вручение дочери жрецу во время исполнения обряда),

4. Арша (выдача дочери после выкупа от жениха),

5. Праджапатья (после слов Исполняйте вместе дхарму).Дурные Асура (покупка невесты),

6. Гандхарва (добровольные союз М и Ж без согласия родителей),

7. Ракшаса (похищение невесты),

8. Пайшача (насилие над Ж в состоянии алкогольного или наркотического опьянения).

Запрещались межварновые браки, межкастовые не приветствовались.

Брачный возраст ж - 12 лет, м 16 лет. Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, в случае если женщина была больна, расточительна, порочна, дурного нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. ЗМ запрещали разводы, даже для вдов повторные браки запрещались, а для мужчины допускались.

Положение женщины определялось её постоянной зависимостью от мужчины. Замужняя женщина не имела имущественных прав её приданное переходило в полное распоряжение мужа. Муж мог продать жену в рабство или заложить её за долги.

Глава семьи (мужчина) отвечал за правонарушения домочадцев и обязан был обеспечить их доставку в суд. Наследственное право основывалось на представлении об общности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от правильных браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Из числа наследников исключались женщины, изгои, слабоумные и калеки, дочери получали приданое.

Законник ману семейное право

Эта отрасль права нашла свое отражение в гл. IX Законов Ману. В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье и существовании больших патриархальных семей. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи, особое положение занимал старший сын, относиться к которому должны были с такой же почтительностью, с какой и к отцу.

Были запрещены браки между кровными родственниками, младший брат не мог жениться раньше старшего. Отдельные части посвящены охране жены и чистоты потомства, которая является обязанностью мужа (IX, 6, 7).

Брачно-семейное и наследственное право по Законам Ману,

Брачно-семейные отношения в Древней Индии определялись существованием больших патриархальных семей. Они состояли из главы семьи мужчины, в абсолютном подчинении у которого находились его жена, дети со своими семьями, ближайшие род-ственники, рабы. Положение в такой семейно-клановой группе зависело от пола и принадлежности к определенному поколению.

Брачно-семейные отношения преимущественно регулировались нормами обычного права и религиозными нормами. Законы Ману упоминают 8 форм брака. Правильными формами брака признавались те, что заключались между представителями одной варны по взаимному согласию. В таких браках отец выдавал дочь замуж и наделял ее приданым. Браки, связанные с покупкой или похищением невесты, с насилием над ней, а также браки без согласия родителей хотя и признавались законами, но порицались. Межварновые браки считались крайне нежелательными и приводили к социальной деградации. Законы Ману допускали женитьбу мужчины из высшей варны на низкорожденной женщине, но такие браки заслуживали осуждение и низводили семьи до положения шудры. В частности, брахман, женившийся на шудрянке, лишался брахманства.

Брак был моногамным, но мужчине дозволялось взять другую жену, если женщина была больна, расточительна, порочна, дурного нрава, не рожала детей или рожала одних девочек. В целом для мужчины не существовало понятия супружеской измены, что определялось различием представлений об обязанностях супругов в браке. Муж должен был обеспечивать средства для существования семьи, а жена хранить верность, уважать семью мужа и рожать детей. Неверность жены наказывалась смертью.

Брак считался нерасторжимым, Законы Ману запрещали разводы. Жена считалась продолжением своего мужа, собственностью мужа и его семьи. Муж сохранял на нее права как при жизни (даже если он оставлял или продавал жену), так и после смерти. Поэтому даже для вдов повторные браки запрещались. Второй брак для женщины считался позорным, а дети от таких браков не признавались. Вдову могли взять в жены братья мужа или свекор. Поэтому в Индии распространился обычай самосожжения вдов. Мужчина после смерти жены имел право заключить новый брак.

Положение женщины определялось ее постоянной зависимостью от мужчины: в детстве от власти отца, в молодости от мужа, после смерти мужа от сына. Замужняя женщина не имела имущественных прав: ее приданое переходило в полное распоряжение мужа. Муж мог продать жену в рабство или заложить ее за долги. Родители мужа могли за непослушание применять к невестке телесные наказания, которые нередко приводили к смерти женщин.

Законы Ману закрепляли огромную патриархальную власть главы семьи. По сути он выполнял внутри семьи административные функции: распоряжался семейным имуществом и личностью подвластных. Отец мог применять к подвластным телесные наказания, допускалась продажа или залог жены и детей, но такая практика осуждалась. Проданные сыновья не становились рабами, а получали права родственников в новых семьях, т.к. потомство в Индии считалось главным богатством. Глава семьи отвечал за правонарушения домочадцев и обязан был обеспечить их доставку в суд.

Наследственное право основывалось на представлении об общности семейного имущества. Допускалось только наследование по закону. Между сыновьями от «правильных» браков наследство делилось поровну, но старшему сыну выделялась дополнительная доля. Сын шудрянки и «дваждырожденного» прав на наследство не имел, он довольствовался тем имуществом, что ему выделил отец. Отец мог лишить наследства сына, неоднократно оказавшего неповиновение. Из числа наследников исключались женщины, изгои, слабоумные и калеки. Дочери получали приданое.

ТЕМА 3. ПРАВО И ОБЩЕСТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. (4 часа)

МАНУ ЗАКОНЫ

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое МАНУ ЗАКОНЫ в других словарях:

Ману законы (древнеиндийск. Mnava dharma stra между II в. до христ. эры и IV в. после христ. эры) знаменитый памятник дидактической литературы древней Индии, излагающий в эпических двустишиях (шьлока) космогонические мифы (отдел I), культово…, Литературная энциклопедия

МАНУ ЗАКОНЫ (санскрит. Манавадхармашастра), др. инд. сборник предписаний, определяющих поведение в частной и обществ. жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими в др. инд. рабовладельч. обществе системой взглядов и религ. догматами брахманизма Демографический энциклопедический словарь

МАНУ ЗАКОНЫ памятник древнеиндийского права, сборник предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными и этическими догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении…, Юридический словарь

МАНУ ЗАКОНЫ наиболее известная из Дхармашастр сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по…, Большой Энциклопедический словарь

Ману законы наиболее известная из Дхармашастр сборников предписаний и правил, регламентирующих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с религиозными догматами брахманизма. Содержит также наставления об управлении государством и по…, Энциклопедический словарь

Ману законы законы, известные в индийской литературе под именем Манавадхармашастра (законник М.), или М. Санхита (Санхита = буквально сборник : эпитет, прилагаемый обыкновенно к стихотворным частям вед). Туземное предание приписывает их первому из…, Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ману (законы) законы, известные в индийской литературе под именем Манавадхармашастра (законник М.), или М. Санхита (Санхита = буквально сборник : эпитет, прилагаемый обыкновенно к стихотворным частям вед). Туземное предание приписывает их первому из…, Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Ману законы (санскр. Манавадхармашастра) древнеиндийский сборник предписаний, определяющих поведение индийца в частной и общественной жизни в соответствии с господствовавшими в древнеиндийском рабовладельческом обществе системой взглядов и…, Большая советская энциклопедия

МАНУ ЗАКОНЫ (санскрит. Манавадхармашастра) др. инд. сборник предписаний, определяющих поведение в частной и обществ. жизни каждого индийца в соответствии с господствовавшими в др. инд. рабовладельч. обществе системой взглядов и религ. догматами брахманизма.…, Советская историческая энциклопедия

  • Ману-смрити, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.…, ПодробнееКупить за 1001 руб
  • Ману-самхита. Законы человечества, . Ману-самхита - шедевр древней классики ведической литературы, представляющий для всех слоев человеческого общества вечные законы, нормы, обязанности, правила поведения и отношения между…, ПодробнееКупить за 747 руб
  • Ману-самхита: Законы человечества, . Ману-самхита-шедевр древней классики ведической литературы, представляющий для всех слоев человеческого общества вечные законы, нормы, обязанности, правила поведения и отношения между…, ПодробнееКупить за 504 руб
Другие книги по запросу «,МАНУ ЗАКОНЫ», >> Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка:

Мы используем куки для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать данный сайт, вы соглашаетесь с этим. Хорошо

Понравилась статья? Поделить с друзьями: